10 июня 2016 года
В Американской Православной Церкви составили специальные молитвенные прошения о Всеправославном Соборе

Священный Синод Православной Церкви в Америке.   Фото: The Orthodox Church in America

Священный Синод Православной Церкви в Америке опубликовал заявление о Святом и Великом Соборе, который намечен на 16—27 июня с. г. на Крите. Определением Синода в период его подготовки и проведения во всех храмах Американской Православной Церкви будет возноситься молитва о Соборе.

Тексты прошений, предназначенных для возглашения на сугубой ектенье, опубликованы на официальном сайте ПЦА. 


О Святом и Великом Соборе Православной Церкви, который пройдет на Крите 16—27 июня 2017 года, прошения на всякой службе, егда бывает сугубая ектения.

Прошение первое:

Господи, вечный и всемогий Боже, всякия премудрости и ведения источниче, Духа Своего Святаго на ученики Твоя и апостолы, в день Пятидесятничный собранныя, низпославый, утверждая тех в полноте веры, юже провозвестиша до последних земли: тако и ныне исполни сердца и помышления архипастырей церковных, на святем Соборе Тем же Духом сошедшихся, подавая им еже знати святую волю Твою, яко да Ти послужат и Тебе прославят, и да просветятся правым судом и благоустремлением к созиданию Церкви Твоей святой, по всей вселенней сущей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Прошение второе:

Господи Боже, всякаго благаго дара подателю, призри милостивно на Церковь Твою и благослови, и управи сердца и помышления сошедшихся во имя Твое, ниспослав им же и нам благодатию Всесвятаго Духа приложение веры и разумения, яко да бдением, молитвою и пощением познаем святую волю Твою, единым сердцем и единым помышлением, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Прошение третье:

Господи Боже наш, ниспосли Духа Твоего Святаго на собранныя же и на нас, яко да исполненением ведения и разумения, от Тебе подаваемых, совершится воля Твоя в мире сем во время сие смятенное, для благопоспешения людем Твоим, и да будут вся едино, яко Ты, Отче, Сыне и Пресвятый Душе, един еси, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Прошение четвертое:

Боже и Господи, присно пекийся о Церкви Своей, подай архипастырем, на святый Собор сошедшимся, премудрость, разумение, братскую любовь и почитание, святолепное пребывание, и веру со упованием, да узрят и явят велию любовь Твою к человекам, по всей вселенней сущим, яко да Церковь Твоя святая явится свещею на свещнице, и солию земли, и да любовию присно служим Христу Богу нашему, такожде и ближним своим, молим Ти ся, услыши и помилуй.


Заявление Священного Синода Православной Церкви в Америке относительно Святого и Великого Собора, имеющего быть созванным на острове Крит 16—17 июня 2016 года

Перевод — М. Строганова, «Православие и мир».

Мы приветствуем вас во имя Господа нашего Иисуса Христа, который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6)

На протяжении многих десятилетий Православная Церковь была свидетелем усилий по созыву Святого и Великого собора, который стал бы современным выражением Святой православной веры. Инициатива принадлежала Вселенскому Патриарху Афинагору. Долгое паломничество к святому и Великому собору началось в 1960-х годах. В этом паломничестве были некоторые паузы, за которыми вновь последовал период интенсивной подготовки по инициативе Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея. На протяжении десятилетий на всеправославных совещаниях, консультациях и встречах патриархов и предстоятелей пересматривался список тем. В течение последних месяцев, когда церкви рассмотрели проекты документов и размышляли над их формулировкой, были внесены новые предложения и возникли новые разногласия.

Даже на этом позднем этапе участие в Святом и Великом соборе находится под вопросом, и его исход также остается неопределенным. Но среди всех этих сомнений мы можем быть уверены только в одном: Православная Церковь в Америке, не будучи общепризнанной автокефальной церковью, не была приглашена к участию в Соборе. Нашей реакцией на это была только печаль, но не отчуждение. С благодарностью к Богу, мы подтверждаем нашу принадлежность Православной Церкви в Америке. Мы также подтверждаем с благодарностью к Богу нашу автокефалию, данную нам Русской Православной Церковью, а также признанную церквами Грузии, Болгарии, Польши, Чешских земель и Словакии. Мы подтверждаем, с глубокой благодарностью Богу, наше евхаристическое общение со всеми православными церквами, начиная с Вселенского Патриархата. Поэтому мы принимаем и подтверждаем право и обязанность наполнить Святой и Великий Собор любовью, рассуждением и молитвой.

Дискуссии и споры вокруг проектов документов выражают обеспокоенность и несогласие, возникающие в Православной Церкви. Считается, что святой и Великий собор следует отложить, дабы избежать раскола. Но такой вывод перечеркивает соборное видение и практику Православной Церкви. Вызовы нашего времени требуют больших богословских споров и размышлений, а не меньших. Актуальность этих богословских споров и размышлений требует большей соборности, а не меньшей.

В основе этой обеспокоенности и несогласия вокруг Собора и его проектов документов лежит страх подрыва Православной идентичности и самопонимания, ослабляющий православное богословие (истину о Боге) и экклезиологию (истина о Церкви). На сегодняшний день главная задача Православной Церкви та же, что и всегда: донести до всех людей Христа, Который есть путь и истина и жизнь, принести Евангелие Христово всем людям с любовью и состраданием, поклоняться евхаристически Богу в Духе и Истине. В верности этому православному пути лежит избавление от страха и возрастание в жизни, вере и духовном разуме (Литургия Иоанна Златоуста).

Стремление Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея к консенсусу путем периодического созыва собраний патриархов и предстоятелей, открыло путь к Святому и Великому Собору. Даже в эти последние мгновения подготовки на этом пути возникают препятствия с еще большей силой, чем раньше. Последнее заседание Священного Синода Русской Православной Церкви от 3 июня 2016 года подтвердило этот кризис. Протокол этого заседания перечисляет процессуальные и материальные проблемы, с которыми сталкиваются православные Церкви накануне Собора, включая неразрешенный спор между Патриархатами Антиохии и Иерусалима, фиксирует требования изменений в некоторых проектах документов, поступающие от Церквей Грузии, Сербии и Греции, а также из монастырей святой горы Афон, и, наконец, решение Церкви Болгарии, которая настаивает на переносе Собора, категорически объявив, что она не будет участвовать в Соборе, дата которого назначена на конец июня 2016 года. Священный Синод Русской Православной Церкви делает вывод, что эта чрезвычайная ситуация может быть разрешена путем созыва внеочередного всеправославного предсоборного совещания не позднее 10 июня. Это совещание будет иметь своей целью пересмотр сложившейся ситуации и изучение предлагаемых изменений в документы Собора. На основании выводов совещания Церкви смогут определить, является ли созыв Собора в намеченные сроки возможным.

Созыв Святого и Великого собора, как знак единства и как свидетельство единства являет собой достойный образ Православия, которое с терпением и решимостью несет Его Всесвятейшество Вселенский Патриарх Варфоломей. Болезненные трудности в донесении этого образа всегда были очевидны. Опасности на пути к реализации этого образа сегодня особенно выражены, но красота его видна, как никогда прежде. Сегодня Православные церкви стоят перед миром, не скрывая раны поврежденных взаимоотношений. Но образ единства нельзя отрицать, потому что он исходит из самого сердца православной веры и является неотъемлемой частью благой вести о Христе. Какими бы ни были трудности и раны, мы следуем за воскресшим Христом и нам дана власть в день Пятидесятницы свидетельствовать Евангелие Христово везде и во все времена.

Мы искренне надеемся и горячо молимся, что это паломничество к Святому и Великому Собору принесет плоды, способствующие единству и миссии Православной Церкви. Молясь на Божественной литургии о сошествии Святого Духа на нас и на предложенные Дары, будем молиться, чтобы Дух Святой сошел на всех нас и на дары соборности, предлагаемые Богу.

Православная Церковь в Америке — справка

Православная Церковь в Америке — Церковь, которая не получила приглашения участвовать во Всеправославном Соборе из-за отсутствия канонического признания ее со стороны большинства Поместных Православных Церквей. Церковь получила автокефалию от Московского Патриархата в 1970 году и признается в качестве автокефальной Болгарской, Грузинской, Польской Православными Церквями и Православной Церковью Чешских земель и Словакии.

Константинопольский Патриархат, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Румынская, Кипрская, Элладская и Албанская Церкви не признают ПЦА в качестве Автокефальной Церкви, однако признают ее самоуправляемой частью Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство не оспариваются.

Наверх ↑